Ну что ж, поехали дальше.... И рассмотрим окончание 3-й главы. Ее рассмотрение пришлось выделить в отдельный топик, так как она представляет большой интерес с точки зрения методик пропаганды. На оставшихся 15-ти страницах главы мы можем наблюдать в различных вариациях одну методику воздействия. ПРимечательность оной в том, что скоро она отпразднует 300 летний юбилей и за время своего существования показала небывалую эффективность.
Датой рождения методики считается Гиттсбурская речь дедушки Авраама, в дальнейшем она была использована дедушкой Лениным, почти сразу после него опробирована дедушкой Гитлером, ну а сегодня широко используется различными сектами и религиозными движениями. В общем пререходим к сути методики:
1. Создаем образ переходного периода. НЕ важно от чего куда переходим, подойдет и окончание гражданской войны, и крах империализма, и великая депрессия, и конец света, и.... в нашем случае началась естественная смена эпох:
"Исторический этап смены «Культуры Работы» на «Культуру Досуга» ..... Мы говорим о переходе общества с одного этапа развития на другой ..... Как говорилось, изменение состояния общества произошло не только быстро, но и как-то незаметно, совершенно неожиданно для большинства людей: многие из них даже не смогли понять того, что что-то изменилось. Действительно, коварство смены этапов и состоит как раз в том, что человек ориентируется на знания предыдущего этапа и пытается с их помощью найти выход, а выход находится совсем в другой области, которой предыдущий этап не придавал значение"
2. Описываем ужасы, которые несет за собой переходный этап. Может быть продолжение кровавой войны, зверская эксплуатация пролетариата, армагеддон, ну вобщем сойдут любые страсти-ужасти, абы жертву воздействия за душу брало. В этом плане наш автор постарался:
"Необходимо также ответить на вопрос и о том, почему именно в момент завершения старого этапа развития происходит колоссальный взрыв проблематизации жизни людей ...... В итоге, из когда-то группы детей-единомышленников получается толпа орущих друг на друга и плачущих детей-«склочников», бьющих друг друга детскими лопатками и ломающих творения друг друга ...... Видя для себя подобное будущее, все общество, состоящее из зацикленных на собственных проблемах людей, выпадает в негатив и осознание жизненного тупика ..... И самое страшное то, что негативные следствия этого внутреннего конфликта – как депрессия, жизненный тупик, немотивированная агрессия, попытки отделиться от общества с помощью алкоголя и наркотиков – носят уже не единичный характер, а приобретают национальные, государственные масштабы"
3. Находим супостатов, кои толкают нас в пропасть несчастий и ужасов. Подойдут злые южане, капиталисты, или евреи с коммунистами, или неверующие и непросвещенные, на худой конец сойдут и консерваторы с консервативным мышлением. Сообщаем, что их идеи уже устарели:
"Сейчас много говорят о разобщенности общества, одиночестве человека: необходимо понимать, что разобщенность и замыкание человека только на собственных проблемах – естественное следствие устаревания идеи ...... Возврат к умершим Идеям всегда приводит к тому, что обычно называется «мракобесием»"
4. Собщаем народу, что несмотря на все усилия супостатов и неотвратимость ужасов переходного периода, уже есть способ спасти их, уже сеть Идея (именно так с большой буквы) способная привести их в светлое будущее. В данном месте опять возможны варианты идей: объединение нации под флагом конституции, власть народу, присоединение к идеям национализма, принятие религиозной концепции и т.п:
"Но именно проблематизация общества является той силой, которая позволяет людям искать и принять новую Идею следующего этапа развития. Устав от бессмысленной борьбы друг с другом, от внутренних конфликтов и осознания тупика будущего, люди интуитивно стремятся к тому, что выведет их из кризиса, поведет вперед, а, в итоге – объединит и покажет образ завтрашнего образа общества, их роль в нем и место ..... Выход находится именно в понимании того, что происходит смена этапов и осознании идеи нового этапа"
5. Сообщаем народу, что Идея это не плод воображения автора, а неизбежность рожденная чем то большим и надежным. Автор служит всего лишь передатчиком этой идеи. В Гиттсбурской речи фигурировали отцы-основатели, у Ильича фигурировал призрак коммунизма бродящий по Европе, Гитлер опирался на идею взращенную в сообществе ариев, религиозные секты, как правило, ретранслируют Идеи Бога. Наш автор не стал ходить далеко и взял идею Гитлера, тобишь его идея взросла в недрах общества:
"Можно сказать, что именно эта Идея развития общества – пришедшая именно из недр самого общества – консолидирует людей вокруг какого-то единого процесса, делает их причастными к процессу развития самого общества"
6. Сразу сообщаем обществу, что будет если оно идею не поддержит (этап коррелируется с этапом №2) в общем всех непосвященных в ближайшем будущем ждет геена огненная:
"Человек ориентируется в своих действиях, направленности интересов на эту Идею – что позволяет ему соответствовать современным требованиям общества: оставаться полноценным участником жизни, а не оказаться за бортом прогресса – несчастным существом, вынужденным, вместо полноценной жизни, решать невесть откуда постоянно возникающие проблемы ..... Необходимо понимать, что на смене этапов действуют естественные законы развития общества, и что именно несоответствие этим законам рождает и усиливает проблематику: что попытки решить подобную проблематику естественными для прошлого этапа развития и привычными для человека, приобретшего личный опыт в условиях уходящего этапа, способами, противоречат этим законам и всегда только усугубляют положение дел ...... Противостояние, непонимание или нежелание участвовать в реализации этой Идеи создает такую ситуацию в жизни отдельного человека, при которой общество перестает понимать его и, в итоге, отторгает"
7. Ну и напоследок создаем образ (фантом) того, как счастливо будет жить человечество, принявшее Идею к исполгнению:
"Главное в Идее – это принципиально новое и предельно ясное видение образа будущего всего общества, к которому и устремляются люди, указанным Идеей путем .... Таким образом, способность Идеи вести за собой означает – возможность открывать людям качественно лучшее будущее, новые, ранее недоступные аспекты будущей жизни."
Усе весь народ дружными шагами идет в светлое будущее:
"Те же Умение и знания, о которых идет речь на наших семинарах, несут на себе функцию помочь большинству людей адаптироваться к тем переменам, которые произошли в обществе – «среде обитания человека». То есть, одно из важнейших дел, что делаем мы – это оказываем помощь человеку в адаптации к условиям жизни на новом этапе развития обществ"
Чтож малость позднее продолжим изучение мышления свойственного победителям.
_________________ С уважением, Александр Горшунов
|