Ну, пора домучивать первоисточник. И так, едем далее. Наконец мы добрались до Глава 2. Школа Волшебников /практические приемы/ Бум учится волшебству. Автор нас сразу предупреждает: «Отмечу сразу, что вы можете не искать информацию по ним ни в книгах, ни где-то еще – в литературе, книгах, семинарах – не являющихся ЭССЛ. Ее просто там нет. Все, что мы даем – это эксклюзивно, аналогов не имеет» Тобишь, опять двадцать пять, не напрягайтесь и все валите на семинар. НО мы все-таки попытаемся найти аналоги. После краткого предупреждения, автор сразу берет быка за рога и переходит к практике (что не может не радовать после чтения откровенной рекламы, занявшей две трети книги).
Далее следуют размышления на тему мысль и тело. В принципе все верно, правда идея согласования ума и тела не есть новой и весьма часто используется в боевых искусствах (можно предположить, что кроме НЛП автор неплохо разбирается и в этом вопросе). Так же верно, что по позе человека можно выяснить состояние его настроения.
Далее следует описание технологии влияния на настроения человека путем энергетического влияния на его тело. Тоже мысль не новая и используется на сегодня и в БИ (боевые искусства), и в ДБ (думай и богатей) и в том же самом злобном НЛП.
«После того, как удалось определить блок, необходимо сконцентрироваться на нем взглядом (позднее для этого будем использовать периферийное, боковое зрение), создать в своем теле подобное ощущение – достаточно чуть напрячь «проблемное» место – и, продолжая что-то говорить собеседнику, расслабить это место в своем теле. Причем конец «расслабления» должен совпасть с последим словом вашей фразы» Ничего не напоминает? Особенно в пункте «создать в своем теле подобное ощущение»? В злобном НЛП такие ассоциации связывают с подстройкой. Метод хороший, действенный, только возможность его освоить за один сеанс семинара вызывает глубокие сомнения. Единственно до чего не додумались НЛПешники, так это о возможности проводить еще и энергетический шантаж. Ну понятно, у них вся подстройка направлена на создание комфорта общения, а в данном случае «вы просто усиливаете по той же методике напряжение в теле человека» (кто тут нам про запрещение влияния на принятие решений рассказывал?).
Далее, наконец то, следует традиционный рассказ совершенно правдивых историй. Правда, совсем неясно, почему студенты пишут в стиле автора? Ну, наверное, на семинарах кроме самого общение еще и стилистику общения преподают.
После изучения основ подстройки под собеседника переходим к краткому изложению основ языка жестов (кстати, тем кто хочет изучить этот вопрос глубже, рекомендую почитать Пиза «Язык телодвижений»).
Научившись соединять ум и тело, влиять на тело супостата и оценивать его мысли по невербалике, наконец, мы добрались до широко разрекламированной Танитой подстроек сверху и снизу. Должен заметить, что к подстройке в НЛП эта тема не имеет никакого отношения, хотя аналог в НЛП все таки присутствует, но там он обзывается ресурсным состоянием. В данном разделе, как всегда в лучших традициях НЛП, автор описывает два пограничных ресурсных состояния: полная уверенность в себе (то бишь подстройка сверху) и полная неуверенность в себе (то бишь подстройка снизу). И вводит новый закон коммуникаций, который говорит, что других состояний в общении не бывает (автор даже подводит к этому закону достаточно долгое обоснование, основанное на природных инстинктах человека и поиске вожака стаи). Вообще-то оно в принципе верно, но ведь кроме граничных состояний возможны и различные промежуточные стадии. Например, кто-то подстроен сверху, а мне глубоко пофиг его подстройка? Вполне реальная ситуация, если этот кто-то хочет от меня нечто добиться, а мне решаемый вопрос абсолютно по барабану. И что дальше с подстройками делать будем?
«Показателен пример российского дворянства, где с детства основным принципом воспитания являлось требование «не кланяться», доходящее до абсурда – «не кланяться даже пулям». Современному человеку это может показаться прихотью или не более чем выражением собственного достоинства, однако в действительности – «умение не кланяться» и является тем механизмом, по которому легко отличить «вожака» от остальных» На этот пример должен заметить, что в старину у российского дворянства имелся в наличии целый церемониал, связанный с формой поклонов в различных ситуациях. На сегодня аналогичный церемониал сохранился в стране восходящего солнца и среди практикующих БИ. Угу… Товарищ может весьма низко вам поклонится (типа подстроившись снизу), а в следующую минуту обломать вам все части тела (так что подстраиваться уже не к чему будет). Неплохо также вспонить классического крестного папу, который за древностию лет физически не может держаться гордо и прямо, но кто то скажет, что папа не ведет коммуникацию? В общем, с этим законом надо быть бдительным и осторожным.
Если коротко, то суть всех этих подстроечных рассуждений лежит в следующем: «Именно два этих состояния, которые в ЭССЛ называются подстройкой «сверху» и подстройкой «снизу», являются «призом», с одной стороны и «проигрышем» с другой, всей коммуникативной игры» Задача коммуникации по автору подстроится с верху (то бишь занять командные высоты). Пожалуй, что такой подход к коммуникации мне претит. Давайте представим насколько приятно и комфортно общаться с кадром, который строится сверху (занимает позицию пупа земли)? А насколько приятно общаться с тем, кто стелется под вас, то бишь занимает подстройку снизу? Как долго продлится такая коммуникация? Все таки я сторонник общаться с равными себе и на равных условиях (может я отстал от жизни?). Все остальные варианты общения (если они только для меня не есть жизненно важными и не инициированы мной) я прекращу моментально. Кстати, абсолютно не факт, что подстроенный с низу безусловно примет решение подстроенного сверху и реализует это решение (все таки не зря в армии имела место быть поговорка: получив приказ выполнять, скажи Есть и иди заниматься своими делами).
Ну далее в лучших традициях пропаганды имени дедушки Геббельса идет традиционный наезд на конкурентов (они же злобные НЛПерщики и прочие работники различных психотехник). Традиции уже проверены: резкий наезд, навешивание ярлыков, передергивание и искажение фактов: «Памятуя о том, что коммуникация – это игра за владение инициативой, становится понятным, что если вы сразу «легли под оппонента», например, вплоть до того, что даже начали повторять его позы, говорить и дышать в его ритме, что означает, по сути, полную потерю даже собственных ощущений тела – признали, таким образом, большую значительность его в коммуникации, чем собственную – то сами добровольно отдали ему инициативу» Придется встать на защиту бедного НЛП. Автор забыл упомянуть, что в НЛП подстройка обозначает создание такого состояния, когда вы и оппонент находитесь в равных позициях, когда каждому комфортно и уютно общаться. Для этого и используется то, что в НЛП называется подстройкой (не сверху, не снизу, а с боку – на равных). При этом если у собеседника явно занижен ресурс (то что автор называет подстройкой снизу) то злобный НЛПер готов поделится своим (смотри методики ума и тела) дабы выровнять ситуацию. В общем, в этом плане НЛП выглядит симпатичнее, чем теория сверху - снизу. Но справедливости ради должен заметить, что для людей с изначально заниженным ресурсам методика автора может оказаться весьма полезной. Далее по книге следует весьма обширный кусок текста, повествующий, как хорошо и радостно всегда строится с верху и как это повлияет на ваше счастье: «Поэтому, при всей видимой жесткости закона о подстройках «снизу» и «сверху», именно подстройка «сверху» позволяет сделать понятным окружающим то, что вы делаете для них. И только в этом случае разговор может идти об их благодарности» Хм… Давайте рассмотрим жизненный пример. Вы пришли к барствующему к слуге народа с какой то просьбой. Данная особь, по жизни строящаяся сверху, что либо сделала для вас полезное (например поставила свою закорючку на бумаге). Теперь вопрос: насколько вы лично будете благодарны этой особи? Посему теория о верхней стройке вызывает у меня глубокие сомнения.
Далее автор переходит непосредственно к технике строительства свыше. И начинается раздел с закона о том, что наиболее неподвижный объект всегда ведет коммуникацию. Хм…. А закон ли это? Давайте вспомним цыганок на базаре. По мойму, в процессе коммуникаций это самый подвижный объект, но в большинстве (пожалуй, что в подавляющем большинстве) именно цыганка ведет коммуникацию. Может они общаются с изначально подстроенными снизу клиентами? Можно рассмотреть и другие примеры. Например, мой партнер по бизнесу. Она всегда самое подвижное звено коммуникации, но тоже, как и цыганка в подавляющем большинстве случаев именно она ведет коммуникацию. А ведь общается не с тетеньками на базаре, а с собственниками бизнесов, ТОПами и слугами народа, тобишь с народом по определению привыкшим строится сверху. Так что лично у меня законность данного закона вызывает глубокие сомнения. Но едем далее по тексту. Для окончательной подстройки сверху автор рекомендует заняться раскачкой, тобишь качанием головы вперед-назад (именуется это балансом подстроек). Точно сказать не берусь насколько это эффективно, на меня бы постоянно отвлекало такое качание в процессе коммуникации (как мое, так и оппонента). Едем далее….
«Самый простой способ вызвать у человека подстройку «снизу» – это попросить прочитать лежащий перед ним на столе листок: он наклоняется вперед над столом, в этот момент его шея сгибается, смотрит на листок и автоматически, таким образом, попадает в подстройку «снизу». Ну я бы на это не рассчитывал. Даже наклонившись и прочитав, что написано на лист ке я пошлю вас нафиг, нисколько не перенимаясь подстройками.
Далее следует пространственное описание системы пространственных координат. Все описано верно, но (как всегда но) опять же идея не нова и внимание к территории описано еще в трактатах Сунь-Цзы, и в дальнейшем расширено различными классиками (в том числе и НЛП). Метод указки тоже не нов и активно используется сегодня (в том числе и мной, замечу, что сконцентрировать внимание собеседника на точке можно не только указывая куда-то, но и просто вертя в руках какой либо предмет, эффект будет тот же ), хотя действует действительно эффективно.
Должен заметить, что автор, на мой взгляд, сильно много уделяет внимания положению тела в физическом пространстве. С одной стороны все верно, но с другой стороны, вам не всегда придется вести общение в комфортных условиях и надо быть готовым к нештатным ситуациям (чему, кстати, учат в НЛП). В тоже время автор забывает (а может быть сознательно нас уводит от темы, что кроме невербалики в общении присутствует и вербальный компонент, НЛП про это не забывает). Далее следует описание силовой точки пространства и способов ее использования. Хотя я так и не смог понять нафига привлекать внимание особы путем концентрации энергии в некоей пространственной точке (с определением которой можно и опшибиться), если можно сделать то же самое, но направив энергию непосредственно на интересующий объект?
И наконец мы добрались до социотипов, или как злобные психологи это же самое явление обзывают психотипами (как мне то, что в лоб, что полбу, хоть горшком назови, только в печку не ставь). В ланом случае автор постарался и действительно постарался дать самостоятельное описание своим психотипам. Насколько они верны проверять влом, может, займемся этой проблемой при рецензии следующей книжки автора (тем более говорят, что она полностью посвящена этим самым социотипам. Хотя на первый взгляд в описании есть логика, но углубляться в детальный анализ нет, ни времени, ни сил.
Далее следует традиционная для НЛП техника зеркала. Единственное отличие, что злобные НЛПеры рекомендуют заниматься такими упражнениями сидя дома и нарабатывая методы перевоплощения, дабы к моменту общения уже принять нужную на данный момент роль. Предложение использовать это дело в процессе общения я встречаю первый раз. И это логично, ибо, во-первых, само упражнение будет отвлекать вас от темы общения, во-вторых, собеседнику будет дивно смотреть, как в процессе общения постоянно меняется ваш образ (так он вас и за психа принять может).
Ну далее все идет традиционным путем, которому даже в школе учат. Удерживайте общение в нужном вам русле и заканчивайте оное на нужной вам ноте. Хотя это аксиома, которой придерживается и автор, и НЛПисты, и прочие специалисты в области общения (включая Мюллера из знаменитого сериала), у меня относительно этого вопроса в последнее время начали возникать глубокие сомнения (просто в результате наблюдений за результатами общения различных людей), но так как достоверных фактов и фиксированных наблюдений у меня нет, то от своих комментариев этого вопроса я воздержусь.
Ну вот и все. На этом введение в мышление победителя закончилось. Далее следует лирическое отступление про появление этой самой ЕССЛ на свет и дано четкое указание, какие сегменты автор хочет видеть на своих семинарах (очевидно этот сегмент и деньгу на семинары имеет и потом не надо рассказывать почему опять нифига не вышло).
В общем, на мой взгляд, теория автора представляет собой усеченную (и весьма изрядно) и адаптированную для простого смертного теорию НЛП с включенными в нее вставками из различных теорий боевых искусств и адептов теорий счастливого думанья. Очевидно, что автор в совершенстве владеет НЛП и вполне возможно, что неплохо разбирается в боевых искусствах (слишком много вставок именно оттуда). Обладая таким знаниями автор скорее всего на семинаре может дать что-то полезное слушателю. Но весьма значительные объемы саморекламы в книге, наводят на мысль, что скорее всего навыки автора будут использованы на дальнейший развод слушателя на дальнейшие семинары, естественно это вызывает вполне обоснованные сомнения.
_________________ С уважением, Александр Горшунов
|