SA.788Сказка о цене: Добрым молодцам – урок!Эту сказку (анекдот, байку) привел в качестве средства для опровержения моих взглядов Александр Горшунов – один из основных участников форума BizLog.ru. Крещеный мною, конечно, с его согласия, в АлГора.
Привел по поводу следующих моих слов:
«В подтверждение вышесказанного рассмотрим для начала наиболее простой случай обмена – когда с каждой стороны есть лишь по одному участнику, и у каждого из них только по единице товара есть. (Этот вид обмена я обозначаю так: 1-1_1-1. На первом месте перед тире – число субъектов, на втором – товаров»*.Я буду говорить об АГ в третьем лице. Потому как есть желание опубликовать этот урок не только на указанном форуме, но и на всех других площадках, где я сейчас работаю, и где работать планирую в будущем. И так, вне сомнения, будет яснее, о чем и о ком будет идти речь.
Вот что пишет он, промучившись
с моим текстом, откуда взята предыдущая цитата:
«Блин! Прочитал весь этот обширный текст, но так и не понял: КАКОЕ отношение он имеет к подтверждению вышесказанного. Так себе рассуждения! О каких-то абстрактных мужиках, которые никак не могут обменять какую-то абстрактную фиговину на другую фиговину. Вот это, действительно, частный случай! Который ничего не подтверждает и не объясняет.
В таком случае больше в вопросах стоимости и формировании цен можно узнать из старого доброго анекдота:
Попали два мужика в кораблекрушение. У одного – две буханки хлеба, у другого – два мешка золота. Один мужик сидит от хлеба кусочки отламывает, а другому жрать охота. Ну, подходит он к первому и говорит:
- Давай в базар играть!
- Ну, давай...
- Почем буханка хлеба?!
- Два мешка золота.
- Чего так дорого?!!
- А ты походи по базару, может, дешевле найдешь...
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! А из сказки следует, что обменные возможности (два мешка с одной стороны и две буханки с другой) в ценообразовании роли не играют. Стоимость определяется исключительно желанием одной стороны пожрать и отсутствием альтернативных вариантов, а с другой стороны – желанием заграбастать все золото и отсутствием вариантов у второй стороны»**.((Сразу возникает вопрос к началу этой цитаты: действительно ли в моих текстах такая бессвязность между началом и последующим или же причина в том, что АлГор этой связи не видит? – Думаю: второе. Уверен в этом.))
***
Вообще, конечно, очень оригинальное восприятие описанной в байке ситуации, и не менее оригинальные выводы делаются АлГором! Поэтому я, про себя, окрестил его взгляды, его систему взглядов на стоимость и цену, на рынок вообще, «АЛГОРИЗМОМ».
Каковой есть, как по мне, частным случаем МАРКЕТИЗМА. Как поверхностного, чисто утилитарного понимания рынка и того, что на нем происходит. С полным невИдением того, что скрывается за очевидными вещами. Что составляют суть происходящих процессов. Их философскую и нравственную основу.
Наш герой ничтоже сумняшеся утверждает, что «обменные возможности (два мешка с одной стороны и две буханки с другой) в ценообразовании роли не играют» и что все определяется «желанием... и отсутствием альтернативных вариантов» с каждой из сторон! Как будто альтернативные варианты не есть те же самые обменные возможности сторон, о которых я так много говорю! А желания сторон не зависят от тех возможностей, которыми эти стороны обладают!
А причина такого убежденного и явно ошибочного описания ситуация именно в том заключатся, что АлГор совершенно неправильно понимает само понятие возможностей. Ведь он в приведенных цитатах под воз-тями мыслит мешки с золотом и буханки хлеба! А ведь я столько раз повторял: товары – это НЕ воз-ти, это только то, что ДАЕТ людям в-ти. Это то, что несет на себе эти в-ти. Ибо товары эти есть не в-ти, они есть действительность. Та действительность, что реально, уже существует. А возможности – это ДЕЙСТВИЯ людей. То, что люди МОГУТ совершить с этими товарами. В тех или иных обстоятельствах. И по-разному.
Да, еще, по ходу, должен отметить характерную черту алгоризма: чрезмерная, абсолютная уверенность в своей правоте. На основании того восприятия действительности и недействительности, что есть в голове у его носителя. И свойственная людям, презирающим философию, не поникающим ее роли в исследованиях предметов мысли. АлГор видит мир так. Он не может стать на точку зрения другого. И поэтому ему чужие представления кажутся дикостью, «водой», никому не нужным «словоблудием». О чем этот честный и слишком быстрый на выводы «малый» не раз заявлял мне.
И вот, АлГор, мысля действительность как возможности, уверенно заявляет: воз-ти в ценообразовании никакой роли не играют! А почему он это делает? Да потому, что в его представлениях хлеб и золото – нечто ригидное, неизменное, стабильное, постоянное. Такое, что сохраняется всегда и везде. А текучи, непостоянны желания, стремления людей. И, конечно, варианты их поведения играют роль. Что и определяет непостоянство меновых пропорций.
А ведь воз-ти обменные людей, повторяю еще раз, – это не золото и не хлеб. Это именно действия людей. Как раз те варианты, о которых АлГор говорит, но не отождествляет их с в-тями людей. А теперь задумаемся над тем, КАКИМ образом варианты поведения людей и их желания связаны с наличными количествами товаров. Почему у «хлебного» мужика возникло желание получить два мешка золота за одну буханку хлеба?
Совершенно очевидно, что такое желание у него возникло только и лишь потому, что находятся они, скорее всего, на необитаемом острове. И у его визави НЕТ других вариантов поведения, других вариантов обмена, нет других в-тей обмена. Нет других людей, с которым он бы мог поменяться своим золотом. И приобрести для себя хлеб и прочие проды питания. И это продавец хлеба прекрасно понимает, посылая своего «друга» на «базар», которого нет в действительности.
И не менее ясно то, что такого желания у него никогда бы не возникло на обычном базаре, в обычных условиях. Когда у богача-золотовладельца есть другие варианты обмена. И где продавца хлеба бы приняли за сумасшедшего, выскажи он такое желание. То есть, одни и те же кол-ва товаров дают этим людям, вообще говоря, одни и те же обменные воз-ти. Воз-ти отдать свои товары другим людям. Но, то, КАК это будет сделано и в КАКИХ пропорциях зависит не только от этих количеств, но от тех обстоятельств, в которых будет совершаться обмен. Потому как конкретный характер этих воз-тей будет определяться именно этим. В данном случае – числом тех, с кем может совершить обмен богач.
Таким образом, следует сделать первый вывод: желания и стремления людей в установлении пропорций обмена – вещи вторичные. Ибо они целиком и полностью зависит не только от количеств товаров на их руках, но и обстоятельств, в которых будет совершаться обмен. От вариантов этого обмена. Еще точнее: от конкретного характера обменных возможностей сторон. Ведь на острове воз-ти их конкретизировалась. Покупателю хлеба противостоят не многие, а всего один владелец хлеба. И с конкретным количеством этого хлеба. И если бы не эти обстоятельства, то продавец хлеба такие требования никогда бы озвучил.
Все это говорит о том, что обменные в-ти людей, то есть их действия на рынке во время обмена, зависят и определяются не только количествами товаров на руках у субъектов обмена, но и от самих субъектов. И от обстоятельств, в которых все происходит. Потому как сами товары есть лишь часть, лишь один из элементов обменных в-тей. Лишь часть предметов, которые участвуют в действиях людей. Но сами люди и то, что окружает их с их товарами, не менее важные элементы в составе их действий-возможностей.
Теперь остается проанализировать еще одну, менее наглядную сторону вопроса. Именно: потребности участников обмена. Потому как изменение обстоятельств обмена изменяет не только воз-ти сторон в части отчуждения своих товаров. В том смысле, что на острове у продавца нет воз-ти отдать свое золото не одному, а многим людям. Нет возможности выбора продавца хлеба.
Изменение обстоятельств влияет и на потребности сторон. Ведь тот факт, что «товарищи» попали на необитаемый остров, означает, что продуктов питания других нет. Нет других вариантов наполнить свой желудок. По крайней мере, пока. И потребность покупателя в продуктах питания может быть удовлетворена только и только хлебом. Только товаром другой стороны. В чем и заключается исключительность ситуации. Которой и пользуется собственник хлеба. И, кроме того, потребность эта стала главной, основной. Ради которой – всё!
***
Общий вывод из описанной в сказочке ситуации таков. Количества товара (хлеба) и денег (золота) могут оставаться одни и те же. В разных ситуациях. И на обычном рынке. С множеством участников. И на рынке двух субъектов. (Это тоже рынок. И не игрушечный.) Но сами эти количества не в-ти. В-ти людей – это их действия, варианты их действий. А варианты эти зависят и от количеств товаров, и от того, что происходит вокруг. И от того, КАКОВЫ сами люди. Ибо в реализации действий, которые я называю обменв-тями задействовано все это.
Скажем, если бы продавец хлеба не был скотом буржуазным, то он бы не предложил цену своего хлеба (ЦХ) в виде отношения 2 мешка золота (мз)/1 буханка хлеба (бх)***:
ЦХ = 2 мз/1 бх.
Если бы он был нормальным, советским
человеком, то он бы сказал, следуя своим высоким моральны принципам: «Слушай, давай так: я тебе даю буханку хлеба, а ты мне – мешок золота. Это будет справедливо. Потому что в этих условиях ценность (важность, значимость) 1 буханки хлеба для нас равна ценности золота. Даже, более того. Но справедливости ради и ради равенства сделаем так». И цена хлеба в этом случае была бы: 1 мз/1 бх.
Мог ли быть реализован такой вариант обмена? – Мог. Вне сомнения. Как и, вообще, бесплатное предоставление хлеба, и оставление мешков с золотом, как ненужных вещей в дальнейших странствиях. Если бы они оказались не на острове, а на пустынной и удаленной от населенных мест части материка. И это говорит о том, еще раз, что в-ти обменные людей определяются не только кол-вом товаров у них на руках, но и числом этих людей, и обстоятельствами, в которых совершается обмен, и, конечно же, морально-политическими качествами людей.
Ибо мог быть и такой вариант «обмена», если бы у богача, кроме золота, был еще и пистолет. Он бы, просто, грохнул владельца хлеба. И дело с концом. Был бы и при хлебе, и при своих деньгах. Почему нет? Ведь Боливар не вынесет двоих! И мораль людей нельзя выкидывать из процесса обмена. Ибо она играет здесь чрезвычайно важную роль. Наряду с количествами товара.
Таким образом, пропорция обмена хлеба на золото в «сказочных» условиях, то есть, цена хлеба, с формально математической точки зрения, может колебаться от 0/1 до 2/1. А то, какой она будет конкретно, зависит, уже, от моральных качеств людей, оказавшихся в данной непростой ситуации. От их скотскости или человечности. Жлоб сдерет с покупателя всё. Если обстоятельства это позволяют. В-ти его это позволяют. Нормальный, совестливый человек так действовать не будет. Несмотря на имеющиеся в-ти. Ибо в его душе есть другой регулятор – совесть. И именно она заставить действовать «по справедливости». Не драть с другого все, даже если это возможно.
То бишь, даже в этих ограниченных, конкретных обстоятельства есть несколько вариантов поведения. Позволяемых конкретикой ситуации. И окончательный выбор одного из возможных определяется тем, ЧТО еще может варьироваться в то время, как все остальное определено. А именно: выбор окончательного варианта зависит от нравственности людей. Что еще раз показывает: обменные пропорции (меновая стоимость и цена) от всех в-тей, возникающих в процессе обмена. Но выбор одного из возможных вариантов диктуется той действительностью, что представляют собой люди. В конечно счете.
____________________
* См. SA.784 - post144486.html#p144486 .
** См. 04.444 - post144501.html#p144501 (Цитата отредактирована мною.)
*** Количество товара в виде одной буханки хлеба я брал именно потому, что одна из них идет на удовлетворение потребности в пище самого продавца. Что еще раз показывает: обменв-ти возникают у субъекта, когда он имеет излишек предметов потребления. Или абсолютный. Или такой, что возникает из «ужимки» своих потребностей.
АлГор немножко нечетко это выражает. Включая в обменв-ти ДВЕ буханки хлеба. Что есть ошибка и по смыслу в-тей, и по их величине.