SA.797Межсубъектный переход предметов потребленияДумаю, все-таки, надо, до попыток понять обмен разобраться до конца с его частью, с тем, что возникает и существует до обмена. С однонаправленным движением ПП. От одного субъекта к другому. Именно от одного к другому. Потому как процесс перехода предметов от среды к субъекту и обратно – это, больше, физический процесс. В котором нет того, что важно для понимания общественного организма. Хотя, конечно, надо бы тщательно продумать и эти случаи перехода. Как исходные, начальные. Ведь все то, что крутится в обществе, получается из окружающей среды. И возвращается, в конце концов, туда же.
Кроме того, замечу, для начала, что указаний на чужие исследования межсубъектного перехода предметов я не делаю. Потому как в таком ключе, в каком это делается у меня, вряд ли у кого-то такой анализ делается. С точки зрения именно человеческих возможностей. И привязкой их к потребностям. Во всяком случае, я таких анализов не находил. И буду благодарен, если мне на них дадут ссылку. Чтобы сравнить подходы и выводы.
***
Обмен, в частности, товаров, это процесс, состоящий из двух противоположно направленных переходов. Это целое, состоящее из двух таких составляющих. Но, надо думать, как учит философия, что это целое не является механической суммой этих двух переходов. В их объединении должно возникнуть нечто принципиально новое. И важно при последующем объединении переходов в это целое, не пропустить то новое, что есть только в обмене. И чего нет в каждой из его составляющих частей. Дабы, так скать, избежать логической ошибки.
Скорее всего, то новое, что возникнет при объединении отдельных переходов – это связь между разными потребностями одного и того же субъекта. Ведь при однонаправленном переходе есть только одна потребность – в одном предмете. О другой пока речи совсем не ведется. А само возникновение обмена диктуется именно тем, что у субъектов есть не одна, а, минимум, две потребности. И поэтому однонаправленный переход становится двунаправленным. Превращается в обмен.
Но, вне всякого сомнения, однонаправленный переход вполне можно объяснить без обмена. Потому как такой переход возникает до обмена и может существовать без него. И до возникновения обмена, и после этого, параллельно с ним. Ведь, скажем, благотворительность существует вполне мирно рядом с рыночным обменом. Не мешая ему, а в чем-то и дополняя. Компенсируя его. Ибо тот, кто «награбил» у общества много, чувствует угрызения совести, и в форме благотворительности отдает часть «награбленного» назад обществу. Без всякого возмещения. А делает он это для облегчения души. Для поднятия мнения о себе. Для зарабатывания высокого социального статуса.
Для начала, наверное, надо прикинуть, КАКИЕ виды однонаправленного движения есть. Что уже начато было в предыдущих рассуждениях**. Если взять процесс перехода ПП от одного лица к другому чисто физически, то он представляет собой последовательность взаимодействий субъектов с предметом передачи и между собой. Если это вещь, что владелец должен взять его в «лапки», пойти найти нуждающегося, переговорить с ним. И передать предмет. В результате чего возникает определенное взаимие получающего с предметом. Физическое, конечно же. Но не только.
Если же взять мотивы, соображения, которым руководствуются люди, то однозначно можно разделить этот переход на следующие виды:
1. Дарение. Процесс, когда дающим движет чувство любви к получающему. По крайней мере, хорошее расположение к нему. Это – причина передачи предмета.
2. Содержание другого. Это когда любви и благих чувств к получающему нет, но есть понимание необходимости помощи ему. Скажем, случаи, когда приходится кормить врага. Или раба.
3. Воровство и грабеж. Это случаи, когда переход предметов осуществляется не по инициативе дающей стороны, а по причине активности получающей. Причем, воровство отличается от грабежа скрытостью. Владелец не знает, что у него умыкают его собственность. В то время как в момент грабежа это известно. Все делается в открытую. Под угрозой оружия или просто силы.
4. Милостыня. Это вариант, когда переход происходит, тоже, по инициативе получающей стороны. Но, уже, не с применение силы, а с использованием чувства сострадания дающего. Для чего просящие используют всякие ухищрения. Если нет настоящих поводов для сострадания. От величины которого зависит и величина подаяния.
5. Кредит. (Вещественный.) этом случае переход отличается от других тем, что предмет передается не навсегда, не «навЕйки», как говорят старообрядческие дети, а на некоторое время. С условием последующего возврата. В таком же объеме или с процентом увеличения его.
Пожалуй, если еще пошурупать мозгами, то найдутся дополнительные виды перехода, но наша задача сейчас не в том, не в составлении исчерпывающей классификации однонаправленных переходов, а в другом – в понимании механизма этого перехода. Его сущности. Для чего видов – достаточно.
С чисто технической, инженерной, точки зрения однонаправленный переход ПП есть перемещение тела в пространстве. Когда, конечно, есть такое перемещение. Когда, допустим, не участок земли передается, а какой-то продукт питания. И последний случай, как раз, и будем рассматривать. Для упрощения дела. А обобщение на все случаи можно будет сделать потом. Когда удастся разобраться с наипростейшим, самым наглядным.
Так вот, если не учитывать специфику людей, того, что этот переход совершается между людьми, в обществе, то этот процесс ничем не отличается от перехода в физическом мире. Ведь и передается некоторая физическая вещь. И сами люди есть физические тела. А специфика возникает тогда, когда становится ясно, что передающее и принимающее тела – это люди. А не неживые объекты. Специфика в том, что у людей есть мысли и чувства. И именно они служат причиной перехода. А не то, что в неживых телах. Или, даже, в телах животных. Руководимых лишь инстинктом.
Далее. То, что не подлежит никакому сомнению в анализе межсубъектных переходов – это роль человеческих потребностей. Ведь только и именно по отношению к ним определяется сама возможность перехода. Излишек ПП определяется как разница между их наличным количеством и величиной потребности. Даже если сама потреба равна нулю. Ведь и в этом случае выполнятся требование: КП > ВП. Переход не будет возможен в двух других случаях. Когда КП < или = ВП.
С другой стороны перехода также обязательно наличие потребности в данном ПП. Или, по крайней мере, необходим анализ второго субъекта на предмет наличия такой потребности. И соотнесения ее с количеством самого ПП. Ведь если потребности нет вообще или она есть, но удовлетворена, то перехода не будет. Второму субъекту предмет не нужен. И он его не примет. Если, конечно, пока не рассматривать случай приема для последующей передачи. Третьему лицу.
Второй важнейший элемент (если не считать за отдельный элемент сами ПП) – это возможности людей. Как совокупности тех действий, что могут быть совершены людьми с данными ПП. Ведь, если нет избытка, то вариант действий только один – потреблять то, что есть. И искать то, что не достает. Если же есть избыток, то возникает возможность передать предметы другому. И сами эти воз-ти порождаются именно фактом наличия избытка.
Теперь настал черед анализа самих воз-тей. Так как и тут все не так просто, как кажется на поверхностный взгляд. Не проникающий в суть явлений. Почему происходит сам переход? Что является его причиной? И что тут может приравниваться? Ведь приравнивания труда здесь нет. Как утверждают марксисты при анализе товарного обмена. Здесь, вообще, есть только один предмет. Второго нет. И с ним вообще никакое сравнение невозможно.
Что же приравнивается здесь? Что служит спусковым курком для совершения данного действия? Что служит причиной его? И чем эта причина отличается от движущей силы? (Ведь эти вещи различаются в философии.) Похоже, что движущая сила – это потребность в данных предметах со второй стороны. Со стороны получающей. Ведь именно она не может обойтись без этих ПП. Ей это НУЖНО. В то время как первая могла бы спокойно и выбросить свои излишки.
Воз-ть отдать и воз-ть присвоить – вот две вещи, которые теперь подлежат анализу. Обе они связаны с потребностью в данном ПП. Обе определяются этими потребностями. Хотя воз-ть отдать не только потребностью первой стороны в данной предмете, но и ее «владетельными» воз-тями. Производительными. Извлекательными. Из природы. Чтобы была воз-ть отдать, надо чтобы не только количество ПП было больше потребности в них, но и чтобы сами эти ПП были. А это, уже, зависит не только от потребности в них. Но и от окружающей среды. И от усилий самого человека.
Воз-ть присвоить зависит тоже не только от потребности второй стороны в предмете. Но и от ее присвоительных способностей. Ведь недостаток у нее возникает только потому, что, видно, или среда бедна, или усилия не были приложены для получения необходимого из нее. И потому возник недостаток. Потому появилась необходимость получить недостающее от другого субъекта.
Пока наиболее естественным представляется такой вывод. Независимо от всех человеческих штучек, в виде чувств, мыслей, желаний и стремлений, для совершения перехода нужно совпадение технических вещей – воз-ти отдать и воз-ти присвоить. Переход осуществляется только и только в том случае, если происходит приравнивание, подгонка воз-тей одной стороны к воз-тям другой. Если происходит их приравнивание по абсолютной величине.
Проиллюстрирую это на простом числовом примере. Пусть у первой стороны есть излишек в 25 (опять 25!) штук какого-то предмета. Понятно, что передача этого излишка другой стороне произойдет, вообще, только если ЕСТЬ эта другая сторона. Это – во-первых. Во-вторых, у этой другой стороны должна быть потребность в данном предмете. Иначе переход невозможен, даже если существует вторая сторона. Третье. Пот-ть второй стороны не должна быть удовлетворена. Ведь, если такая потребность есть, но она на данный момент удовлетворена, то произойдет отталкивание субъектов. Не прием ПП.
И уже при наличии определенного недостатка в ПП, и только, может произойти передача предметов. Причем, если недостача меньше избытка у первой стороны, то диктовать, ограничивать дело будет вторая сторона. Допустим, что у нее есть пот-ть только в 20 штуках чужого «товара». Тогда произойдет переход только 20 единиц. Если же недостающее кол-во превосходит избыток, то ограничивать объем перехода начинает первая сторона. Потому как нельзя отдать другой стороне больше того, что имеешь сам. Даже если эта вторая хочет больше.
Короче говоря, объективными ограничителями хотений (желаний) и стремлений сторон являются вещи объективные для них. Это наличие ПП у первой стороны и величина недостатка с другой. Которые зависят не только от них. Но и от окружающей среды и объективно существующих в них пот-тей.
Наши желания, как говорил один герой, не всегда совпадают с нашими воз-тями. И ограничителем всегда выступают именно воз-ти. Как вещи объективные. Диктующие людям пределы, в которых он должны строить свои желания. Нельзя желать невозможного. Это плохо кончается и для дела, и для психики желателя.
ОБЩИЙ ВЫВОД. При однонаправленном переходе предметов всегда происходит приравнивание по абсолютной величине воз-тей сторон в отношении предмета перехода. Воз-ти эти представляют собой действия людей, обеспечивающие данный переход. Действия противоположного содержания. В том смысле, что первый субъект ОТДАЕТ свой предмет, а второй ПРИНИМАЕТ его. Один прекращает свое взаимодействие с предметом, а второй – вступает во взаимодействие с ним.
Но если учесть, что оба эти действия есть часть одного и того же процесса – процесса переход предмета – то становится видно, что реализация обеих этих возможностей движет предмет в одну и ту же сторону. Способствует его перемещению от одной стороны к другой. Первая сторона отторгает его от себя, отдаляют. А вторая – притягивает к себе, приближает. Что, надо заметить, очень похоже на то, что происходит и в неживой природе. Отталкивание и притяжение. Выделение и поглощение. Отделение и присоединение.
Специфика лишь в том, что здесь действуют люди. И причины этих процессов сугубо человеческие. Чувства, желания, стремления, мысли. Причем, сам процесс согласования, приравнивания воз-тей сопровождается «игрой» чувств, желаний и стремлений. А также и работой мысли. Потому как люди должны согласовать объем перехода. А сделать это без участия сознания и души человека невозможно. Одновременно с согласованием возможностей происходит и согласование желаний, стремлений людей. Ограничение их до тех пределов, которые позволяют их возможности.
И происходит, кроме того, согласование мыслей людей. Доведение их до совпадения. Ведь с каждой стороны перехода должно, в конце концов, после обсуждения, после обмена мнениями возникнуть мнение одно. У обеих сторон. Иначе сам процесс перехода не станет действительностью, не осуществится. Противоположность, несовпадение мнений будет этому препятствием. Увы!
***
Да... Разогнался я с самого утра! Пять страниц! Поэтому надо извиняться. Прости, народ, что коротко не получилось!
____________________
* См. SA.795 - [...] и SA.796 - [...]