ВОПРОС: А ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДАННЫЙ ФОРУМ ОТ ДРУГИХ?Нашел такую статейку
[...]Итак, виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения:
1. Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность «убежать из собственного тела» является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. (Becker, 1997). Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - «близости функциональной дистанции» (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: ввиду сходства установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.
3. Добровольность и желательность контактов, возможность их прерывания в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций («смайликов») или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п.).
Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами.
Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые «почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности» (Е. Горный «О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников.Кто же становится участником этих затяжных дискуссий? Е. Горный иронически классифицирует дискурсантов следующим образом: «Выделяется ядро постоянно пишущих активистов (как правило, это те, кто активно участвует и в других дискуссиях) - это либо пассионарии от идеологии, которые "знают, как надо" и маниакально высказывающие одни и те же идеи независимо от темы дискуссии, либо бонмотисты, для которых "как" важнее, чем "что"».
Если свести воедино качества, характеризующие общение в рамках интенет-форума, то получается следующее:
1.
Пространство: в групповой дискуссии может принять участие любой желающий, имеющий доступ в сеть. Серьезным ограничением является, по большом счету, только языковой барьер.
2.
Время: в отличие от общения он-лайн (в реальном времени), у участников дискуссии есть возможность обдумать чужие реплики, подготовить и (при желании) отредактировать свои. Кроме того, отсеивается большое количество «формальных» постингов: приветствия, разговоры «о погоде», т.е. топик пишущего отражает, как правило, наиболее актуальные для него темы.
3.
Ответственность: участник виртуальной группы, с одной стороны, делает вклад в развитие групповой динамики, с другой стороны, полностью ответственен за собственное психологическое состояние. У него нет уверенности в том, что кто-либо поможет ему в проблемной ситуации, поэтому, если он заинтересован в каких-то изменениях, то будет прилагать все усилия, чтобы добиться этих изменений средствами группового взаимодействия. За ним остается право свободного входа и выхода из группы вне зависимости от завершенности его собственного гештальта.
4.
Эмоциональность: «Восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту… Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большая часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых». (Жичкина и Ефимов)
Выделяют мотивационную составляющую, которая определяет вовлеченность участников в общение. Как уже было отмечено выше, начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсем другие области.
Этими областями, как правило, становятся:
1. обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных);
2. обсуждение психологических проблем реального общения;
3. агрессивное «выяснение отношений» между участниками форума;
4. скрытая и открытая реклама товаров и услуг, в том числе консалтинговых.
Первоначальное вступление участников форума в дискуссию происходило не единовременно, а по мере их обращения к основному текстовому ресурсу.
Обобщая, можно выделить следующие этапы групповой психодинамики, специфической для виртуальной группы:
1. Вступление участника в дискуссию (выражение
Автору благодарности за интересный текст и теоретические замечания относительно отдельных моментов «Трактата»).
2. Начало самораскрытия со стороны участника, приведение «примеров» из собственной жизни под предлогом обсуждения их с этологической точки зрения. Комментирование реплик других дискурсантов с точки зрения собственного жизненного опыта через призму собственных ценностей и убеждений.
3. Взаимные провокации нововступившего в форум участника и «старожилов». «Выяснение отношений» между теми участниками дискуссии, чьи мировоззрения содержат конфликтующие между собой установки.
4. Предъявление все более глубинных личностных проблем, возрастание искренности, описание того, что Ант делал утром, в обед и вечером (бахвальство сексуальным опытом).
Ответ: да ничем!