Александр:
“Основной камень преткновения на сегодня: как эту М правильно поделить (отдать все проклятому буржуину или пропорционально наделить оной тружеников или еще какие варианты....)?”
Здесь нужно, чтобы Victor подсказал, зачем это ему нужно. Например, возможно, на каком-то предприятии сложилась какая-та неприглядная ситуация, где купец-буржуин совсем уж несправедливо обижает своих коллег, и тогда, возможно, нужно бы разобраться, в чем эта несправедливость. Это одно дело. Другое дело – историческая перспектива экономики. Здесь все просто. Существуют, скажем, три флагманские модели экономического развития (американская, шведская, китайская), множество промежуточных, множество устаревших, несколько экзотических (например, постсоветская) и ряд футуристических моделей (например, постиндустриальное общество). В самых убедительных моделях имеются убедительные аргументы разума против купеческо-буржуйского инстинкта и его ставят на место, тем самым пытаясь достичь гармонии (по Виктору – общественно-необходимой) между купцом-буржуином и тружеником. В других, неубедительных экзотических моделях ему позволено делать почти все, что угодно.
Victor:
А если посмотреть на разум как на общественно-необходимый инстинкт?
Александр:
А вот созидательного в общественном инстинкте весьма маловато.
Психологи определились так, что в человеке имеются примерно три важные вещи: инстинкты, разум и интуиция. Такое разделение, может быть, сложилось под влиянием Фрейда, который говорил, что в человеческой психике имеется оно, я и сверх-я. Как бы то ни было, массовый психоз действительно в большой степени опирается на инстинкт “стадности”, и, тут я согласен с Александром, что во время массовых психозов ничего хорошего не жди. Это не говорит, что все инстинкты вредны для человека или общества. Например, инстинкт материнства, самосохранения или альтруизма. Купеческий, или предпринимательский, инстинкт – в большой степени эгоистический инстинкт. Если он включается, и тем более развивается благодаря постоянным успехам купца-буржуина в отыскании, извлечении и накоплении прибыли, то здесь сильное стремление к собственной выгоде может идти против, скажем так, общественной гармонии. В отличие от инстинктов, пусть даже модифицированных, разум – недавнее эволюционное приобретение человека. Обобщенно говоря, развитие разума способствовало тому, что стадо выросло в цивилизацию. Так вот цивилизация может ставить инстинкт на место. Никакой общественно-необходимый инстинкт здесь ни при чем. Этим занимаются государственные органы, СМИ и другие выразители общественного мнения и т.д. Классический пример – запрет трестов и антимонопольное законодательство в Америке в XIX веке.
С уважением,
Михаил К.
|