Александр Горшунов писал(а):
Лежит негр под пальмой, жует банан и вяло размышляет о тяжелой судьбе африканской интеллигенции....
Анекдот смешной, относится к числу моих любимых. Но не пойму, какое отношение он имеет к чудесным способностям буржуинов. Негру в анекдоте предлагается сделать то, что негры веками делали у себя в Африке, а потом на плантациях добрых американских туристов. Но буржуинами они в большинстве своем не стали даже в доброй буржуйской Америке. Поэтому буржуинская способность "создавать бизнес" для меня выглядит метафизической и недоступной моему разуму, что-то сродни божественной способности сотворить мир. Но ведь не имеете же вы в виду под созданием бизнеса способность постоять в очереди в налоговую и получить ИНН и ОГРН для своего ООО?
Если вы имеете в виду способность проявлять инициативу - единственное, что я могу заподозрить в ваших намеках - так инициативность - следствие собственности, отношения к бизнесу как к своему. Хорошее доказательство сему факту - сравнение фермерских хозяйств Запада с колхозами СССР. Колхозники (как и наемные работники вообще) относятся к своей работе бесхозяйственно, занимаясь по преимуществу своими личными делами и по-возможности подворовывая (этим, конечно, далеко не все занимаются, но некоторая часть - да). А фермеры на свою ферму готовы пахать день и ночь, и все у них на месте и все у них в порядке. И инициатива разом просыпается. Причем замена наемников (или крепостных) на собственников достаточно быстро меняет модель поведения больших масс людей в положительную, с точки зрения хозяйства, сторону. Вывод: капитализм, поскольку требует для своего существования больших масс наемных работников, в массовом порядке сковывает "творческую инициативу масс", что плохо сказывается на экономическом благосостоянии кап. общества и на психическом состоянии тоже. Есть правда исключения. Но они только подтверждают правило. Напр, известные японские "кружки качества" и проявляемая яп. рабочими инициатива объясняется тем, что японец в классической яп. фирме чувствует себя причастным фирме, он будет работать на этой фирме до конца своей жизни, он воспринимает фирму, как большой клан, и потому его благосостояние и социальный статус напрямую зависят от успеха фирмы. Вот он и пашет на фирму. Другое исключение - участие работников в прибылях. Но если работник участвует в прибыли, то он уже не вполне работник, он становится собственником и ведет себя как собственник.
Цитата:
На протяжении века понятие о правильном и справедливом менялось минимум 8 раз.
И что же конкретно изменилось? По-моему, начиная с возникновения мировых религий, которые и стали-то мировыми, поскольку содержали общее, более-менее одинаковое для всех понятие справедливости, ничего в понятии справедливости особо не поменялось, просто принципы справедливости стараются реализовать все более полно. Расширяется группа, для которой принципы справедливости имеют силу: женщины, люди других рас и религий, дети, будущие поколения и т.п. и т.п.
Цитата:
капитал служит измерителем усилий капиталиста по созданию бизнеса.
Капитал скорее является измерителем усилий производственного коллектива по созданию благ.