А.Горшунову
Пока у Вас многое невпопад.
1. «все понимают, что это хорошо, но как добиться не знают. …, а от того, что пока не видко этх хирых програм в наших краях. Не допозло до нас ИТ и можно предположить, что компы экспертов не скоро выживут»
Так понимаю, что это об экспертных системах (ЭС). ЭC действительно решают проблемы на уровне лучших специалистов (а то и лучше), но пока для относительно небольшого числа областей.
Я еще около 20 лет назад на совещаниях и встречах объяснял руководителям и специалистам предприятий, что ЭС (теперь это направление распространяется и на СУЗ) – относится к критическим направлениям технологий. Купить это невозможно (в абсолютном большинстве случаев), а можно только финансировать и создавать самим. А это суммы от 100 тыс.долларов и сроки от 2-3 лет и более. Но если во времена СССР понимали, что им объясняли (хотя и откладывали на будущее), то сейчас все хуже стало и откладывать нечего, поскольку абсолютное большинство ничего делать и не собирается. А в это время в мире работают и работают и последовательно создают в своих фирмах и ЭС м СУЗ.
Такое отношение бизнеса (и специалистов) в России (и возможно в СНГ), мало того приводит к тому, что многие разработчики напрвления ИИ уехали за рубеж, но есть случаи, что просто крайне обиделись. Например, автор ЭС «Изобретающей машина», которая активно продавалась еще в СССР, а потом за рубежом, уехал в США, основал фирму и продает ее по всему миру, но с 1998 г. запретил ее продажу в России. Но Вы ведь, кажется, с Украины и тоже ничего (похоже) не знаете, что у Вас есть преимущество перед Россией в этом плане.
2. «То что комп может просчитать лучше человека стабильную систему (например карту дорог) то это никто не оспаривает»
А вот здесь наоборот. Может человек лучше, пока перед существующими системами. Дело в том, что те математические методы, которые обычно используются, не решают те задачи, которые ставит здесь человек. Я когда-то в 1973 г. натолкнулся на одну из подобных оптимизационных задач и увидел, что человек лучше считает, чем самый современный компьютер, который у меня тогда был в распоряжении, и тогдашняя прикладная математика оказалась бессильна перед человеком. В результате мне пришлось занялся этой проблемой самому, начал с разговора со специалистом – как же он сам решает эту задачу, потом теорией и т.д. В 1975 г. я вышел на метод «надувного шарика»
[...] и решил ту же задачу на конкретном числовом примере лучше человека. И вот уже 30 лет объясняю, что есть иные модельные представления, казалось бы хорошо известных задач и иные методы их решения, гораздо эффективнее. Да еще решают более широкий круг задач, которые обычно относят к интеллектуальным и доступным только решению с участием человека. В последние годы ситуация начинает понемногу проясняться. Например, появилась такая статья НариньяниА.С. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии //Информационные технологии, 1997, № 4, с.11-16.
Он поясняет ряд проблем с которыми я столкнулся. На практике люди не моделируют задачу так, как надо, поскольку это приводит к моделям, для которых у них нет подходящих методов решения. Т.е. подгоняют модель под метод решения. А мне пришлось реально промоделировать ситуацию и для необычной нелинейной модели – придумать новый метод решения.
Вот в примере о транспортировке тоже самое, обычно подгоняют модель под алгоритм, который имеется в распоряжении, а потом пользователи мучаются – как бы подогнать результаты под свои условия. Хотя уже давно существуют новые возможности моделирования и новые методы для их решения.
3. «Например экономические - чтобы ставить ПО, оборудование, станки (в общем любые основные средства) надо просчитать эффект ими приносимый.»
Да нет такой проблемы, то, что надо считать, - было известно прекрасно и 30 лет назад и считали. В другом сейчас проблема – как ни странно, просто разучились (или не умеют или не хотят) считать эффективность. Я с этим регулярно сталкиваюсь на предприятиях на переговорах, но есть и иное. Я, например, рецензирую регулярно дипломы студентов-машиностроителей одного из ведущих ВУЗов нашего города. Мало того, что им неправильно преподают, как рассчитывать экономич.эффективность от внедрения объектов, так некоторые из них (вечерники), имеющие опыт работы на предприятиях (причем одни из самых передовых у нас), от 3 до 15 лет, не считают у себя на предприятиях и понятия не имеют, как это делается. И я на ходу вынужден объяснять им то, что им за 5 лет не объяснили и даже пятерки ставить некоторым, ведь они не могут отвечать за ошибки преподавателей.