Господа, я зашел на форум по приглашению модератора. Вы обсуждаете вопросы мат. статистики и здесь вы правы. Но статистика
для прогноза (а не оценки ошибки прибора) используется в тех областях человеческой практики, где нет своей теории (законов). Семантический анализ - это метод, позволяющий вскрыть эти закономерности и использовать
не статистику, а именно законы для прогноза. Мы высказываем довольно сильные утверждения и поэтому приводим теоретическое обоснование метода. Поскольку пирог нужно есть не с середины, то начнем по порядку. Прошу простить меня за длинное объяснение, но в нем я подытожил те моменты непонимания, которые возникли на американском форуме (чтобы не начинать все заново).
По существу мы имеем исключительно
знаковое представление реальности (вначале первосигнальное, а затем - второсигнальное, по И.П. Павлову).
Мы не ставим вопрос о происхождении ощущений, которые интерпретируются нами как сигналы <внешней реальности> и с помощью которых мы строим ментальную карту этой реальности, ориентируясь на ощущения, связанные с удовлетворением своих потребностей. Для нас критерием объективности и правильности такой карты (представления о мире) является эффективность нашей адаптации к нему,
насколько полно и стабильно мы восполняем необходимые нам ресурсы различного типа.
Фактически любая теория реализует лингвистическое (или второсигнальное, <межсубъектное>) - в отличие от первосигнальной системы, предназначенной исключительно для <внутреннего употребления> моделирование реальности. Это ее метод, и как любой метод он имеет свои ограничения - в данном случае - ограничения семиотические.
Наука осуществляет
семиотическое описание мира. Рассматриваются не предметы некоторой <объектной реальности> по ту сторону ощущений, а некоторое
знаковое их описание на основе объективного (общего
для любой субъективной реальности) упорядочивания наших ощущений. Нерешенность психофизической проблемы, т.е. вопроса о том, как <раздражение> переходит в ощущение, сводит <объектный мир> просто к фактору объективности наших ощущений (источнику этой объективности). Фактически, наука, строя семиотическое описание мира, моделирует
ментальную (первосигнальную) карту субъекта, позволяя ему эффективнее адаптироваться (удовлетворять свои потребности, ориентироваться) в <потусторонней> <объектной> реальности (<по ту сторону ощущений>).
Но формальное знаковое описание реальности должно быть универсальным.
Возникает вопрос, почему тогда знаковое описание в естественных науках является более точным и позволяет надежно предсказывать результаты, а гуманитарное - нет? По всей видимости, научное описание <гуманитарных объектов> является в чём-то <
неполноценным>. Здесь речь не идет о <полноте> описания <предметной реальности>. Любой объект в науке задается достаточным для некоторых условий набором качеств и их интенсивностей. Качества, индифферентные в отношении удовлетворения нашей конкретной потребности просто опускаются как несущественные для данных условий. Фактически мы просто выделяем существенную для нас совокупность дескрипторов, описывающих ситуацию, достаточную для реализации наших потребностей, и через них определяем объекты как средства достижения наших целей в данных условиях. Поэтому то, что мы представляем как предмет <внешней реальности> объективно совершенно по-разному определяется в различных областях человеческой деятельности. Например, вино в гастрономии и в химии.
В любом языке (в том числе и научном) любой объект (хоть любимое вами пиво) характеризуется через некоторый набор качественных признаков, имеющих количественную характеристику их интенсивности: {V1, V2, :, Vn} и может быть представлен как вектор в некотором n - мерном пространстве свойств. Шкала оценок каждого свойства может задаваться отрезком прямой с обозначенными концами и отмеченной нейтральной точкой.
Однако определенное таким образом пространство свойств
не является полноценным. В самом деле, если задать физику такое свойство как скорость и количественно определить ее интенсивность, то при решении простейшей задачи столкновения двух тел он окажется в такой же беспомощной ситуации, как и гуманитарий при решении своих проблем. Но в отличие от социолога или психолога он тут же укажет на необходимость задания
массы -
ригидности данной интенсивности свойства (инертности или устойчивости скорости в отношении попытки ее количественного изменения), без знания которой предсказание физической ситуации сделать
невозможно. Это справедливо и для гуманитарных наук. Например, прогнозируя результаты выборов, необходимо знать не только отношение избирателей к различным <свойствам> претендента (политик или пиво - формально разницы нет), их интенсивность, но и их устойчивость в рамках данной ментальности.
Необходимо заметить, что ригидность не является равноправным независимым свойством (как это считается в физике), а характеризует количественную устойчивость конкретного свойства в составе объекта. Таким образом, полноценное описание объекта любого типа должно осуществляться не <двойками>:
качество-интенсивность, а <тройками>: качество
- интенсивность качества - ригидность интенсивности.
Очевидно, что при таком представлении объекта мы вынуждены модифицировать пространство свойств. Прежде всего, отметим следующую неприятность при описании объектов на ментальной карте <двойками>. В этом случае <сложение> двух одинаковых объектов, задаваемых векторами,
неизбежно вдвое увеличивает все координаты системы, а, следовательно, вдвое увеличиваются интенсивности свойств. Например, два куска мела должны быть вдвое <белее>. Очевидно, что при этом интенсивности свойств не меняются, а увеличивается их <
устойчивость> (инерционность, массивность и др.) в отношении попыток их изменения при различных внешних воздействиях. В таком случае, интенсивностям свойств следует сопоставлять
угловые координаты, а ригидностям - длину вектора, описывающего объект в семантическом пространстве. Только при таком описании одинаковые свойства двух объектов не складываются при объединении в одну систему (например, скорости двух тел), а просто вдвое увеличивается ригидность (устойчивость скорости или инерционность системы).
Этот взгляд приводит к кардинальным последствиям.
В частности, оказывается, что пространство свойств имеет неевклидову метрику и даже нахождение среднего по свойствам (что делают социологи) является незаконной операцией, которая приводит к большой погрешности, неустранимой никакими по численности выборками. Поэтому, прежде чем переходить к любым оценкам (даже статистическим), необходимо перейти из пространства свойств в специальным образом сконструированное семантическое пространство (что неявно и делают естественные науки).
Я готов отвечать на первом этапе на все вопросы (только, если вас это действительно интересует) по определению семантического пространства - первые два пункта в
[...]
С уважением.