SA.769Переосмысление начала СТС, Введения в эту теориюЯ сделал попытку начать СТС с потребностей человека*. И следующим пунктом планировал дать порцию «Возможности человека». Предполагая в объеме одного или нескольких постов ввести понятия потребительских, трудовых и обменных (меновых) возможностей. Как логическое продолжение следующих рассуждений.
У человека есть потребность. Как некоторая возможность, к реализации которой он стремится. Которая является главной для него. Для удовлетворения этой потребности, то бишь, для реализации этой возможности, нужны некоторые условия. То есть, нужен предмет потребления (ПП), нужны средства потребления (СП) (их я еще не ввел, но думаю, что это надо сделать) и нужны определенные условия, в которых потребление должно и может происходить.
Хотя последнее можно было бы и опустить. Как не самое очевидное, не главное. Ибо, как показывает реакция на мои размышления на форумах, народ, просто, не в состоянии въезжать в философский подтекст того, что я говорю. Правда, тут есть большая вина и самой философии. К которой у людей есть стойкое отвращение, предубеждение. В силу бесполезности этой науки в ее современном виде.
Да, так вот. Первая возможность – это сама потребность. Вторая – это возможность потребительская. То есть наличие ПП и СП (того, что не потребляется, не уничтожается, но необходимо для потребления). И, в принципе, этим все дело бы и заканчивалось, если бы и ПП, и СП были в свободном состоянии в природе. Человеку оставалось бы только потреблять. И радоваться жизни. Как это было с Адамом и Евой в райском саду.
Однако же, в реальной действительности не всегда есть. Поэтому возникает другая необходимость (как возможность, без реализации которой обойтись нельзя) – трудовая. То есть, возникает необходимость в совершении определенного комплекса действий (взаимодействий, по факту) которые необходимы для того, чтобы у субъекта появились и ПП, и СП.
Но и этого мало. Не всегда индивид может своим собственным трудом все это получить. Чаще всего это могут сделать для него другие люди. Поэтому возникает необходимость в обмене. Которая, естественно, может быть реализована только в том случае, ежели субъект обладает ПП и СП, которые необходимы другим людям, но не нужные ему самому. Иначе говоря, возникает возможность и необходимость обмена. Который потом уже разделяется на виды: «из общего котла», дарообмен, рыночный обмен и т.д.
В общем, логика изложения следует за логикой действительности. В жизни возникает то, что необходимо для удовлетворения потребностей. Как цели всего, что делает субъект. Просто, все другое возникает потому, что существуют обстоятельства, в которых потребность не может быть удовлетворена сразу, без предварительных действий. Вот и все.
***
Поэтому с точки зрения изложения, логики изложения начала СТС, Введения к нему, возникла следующая трудность. Я сказал о потребностях, как некоторых возможностях. А потом стал говорить о других возможностях. Вернее, намеревался говорить о них. Получалось, что речь идет о нескольких видах воз-тей. А общего поста, о возможностях человеческих вообще нет.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что первоначально я собирался говорить не о потребностях, а именно о возможностях человека вообще. Сначала в общем виде собирался сказать об этом. Но отбросил этот вариант потому, что он слишком приближен к философии. Слишком явно использует философию. К которой, повторяю, есть стойкое отвращение у народа.
Но! К черту всё! Мокрому вода не страшна! Выхода другого у меня нет. Реализованное начало вызвало в дальнейшем затруднения. Следовательно, не надо биться головой в стенку, а попробовать начать иначе. Быть может, это и будет правильный шаг. Иногда надо возвратиться на исходную позицию, если чувствуешь, что идешь не в том направлении. И, даже, если ты ошибался и в том, что надо возвратиться, то это только подтвердит первоначально избранный путь. Тоже польза!
Короче! План такой:
• Первым даю пункт «Возможности человека». В котором с чисто философских позиций ввожу понятие воз-ти и показываю воз-ти человека в общем виде.
• Вторым пунктом Введения будет то, что сейчас является первым – «Потребности человека». Как первый вид его воз-тей, которые следует рассмотреть. Ибо они всегда – это цель, ради которой старается человек.
• Далее – потребительские воз-ти. Как то, что необходимо для удовлетворения потребностей.
• После – трудовые возможности. Необходимость в труде. Когда ПП и СП нет в готовом виде в природе.
• И последнее – обменные воз-ти. Как случай, возникающий в силу того, что субъект не всегда может удовлетворить свои потребности сам, без участия других людей.
А после этого уже можно будет приступать непосредственно к стоимости. Ибо путь, логически приводящий к ней, будет изображен.
____________________
* См. SA.768 -
[...]