SA.778
Моя картина стоимостиКогда я говорю, что «рисую картину стоимости», что «начинаю ее с чистого листа», то это надо понимать в почти буквальном смысле. Потому что, конечно, саму картину эту я создаю в своем сознании. Как нечто вроде голографического изображения. Голографической картины. Где все предметы представлены в «обесцвеченном», не разукрашенном виде. Где они есть идеальные модели одного и того – взаимодействия объектов, представляющих внутри себя некоторые взаимодействия. (И так – до самой до неделимой частицы. Ежели, она, конечно, есть.)*
Но так как этот образ я не могу непосредственно передать другим, то делаю это либо словами, либо изображениями на бумаге (экране)**. Так вот, когда я говорю, что начинаю с чистого листа, то это значит, что беру Землю в самом общем виде – как твердый шар. Без всяких деталей. Они мне не нужны. Кроме того, для большего упрощения я могу взять только какой-то участок этого шара. И принять его за плоскость. Скажем, чистого бумажного листа. Или экрана компа. Реальная кривизна поверхности Земли, конечно, уходит. Но она не играет существенной роли для предмета изложения – стоимости.
Потом, во Введении*** к СТС первым же предложением я ввожу какое-то множество людей. Потому как говорю о «каждом» человеке. Причем, численная определенность этого множества тоже пока не играет никакой роли. Поэтому это число не уточняется. Главное – что людей много. И что они находятся на поверхности Земли. На некоторой плоскости. Взаимодействуют с этой Землей. И взаим-ют с другой окружающей их действительностью.
В том же первом предложении вводится и понятие потребности. Причем, во множественном числе. Так как обычно у человека их много. И одна – это частный случай. Пространственно я эти потребности помещаю внутрь самого субъекта. Отдельного, каждого. Что можно изобразиться окружностями внутри овалов субъектов (см. схему). После этого вводится понятие предметов потребления. Их на схеме удобно вынести за пределы самих субъектов. Хотя это так есть не всегда, но для схемы не имеет значения точное совпадение с реальной действительностью. Главное – совпадение принципиальное.
(Тут добавлю, что само «стремление» человека, его действия не изображаются потому, что для этого нужна не статика, а динамика, не картина, а фильм. Поэтому такие вещи вам придется домысливать самим. Проигрывать в своем уме самим. Просто, туда-сюда подвигать человечка в своем сознании по земле. Заставить его ручками и ножками пошевелить.
)
После этого новый образ (ПП) сравнивается с самими потребностями, Которые до этого охарактеризованы как такие величины, которые могут быть измерены кол-вом ПП. И далее берется именно случай, когда ПП больше величины потребности в них. Ибо если это не так, то и к обмену путь будет закрыт. Человек все потребит сам. И дело с концом.
Но сам факт, что для данной потребности (выделяется одна из них) есть излишек, еще ни о чем не говорит. Нужно выделение и другой потребности. В которой положение как раз противоположное. То есть, есть недостаток ПП для нее. Или, вообще, его полное отсутствие.
Короче говоря, внутри данного субъекта нужно выделить, как минимум, две потребности. Чтобы был предмет разговора. И чтобы можно было продолжать движение к рынку, к обмену. При этом, вторая потребность должна быть не обеспечена или недообеспечена. Что определяется в мозгу, просто, сравниванием двух объемов самой потребности и кол-ва ПП. Элементарные вещи!
Да, так вот. Наличие излишка ПП дает субъекту воз-ть передать их другому. Но эта воз-ть становится необходимостью, становится обменной потребностью (вот где новое, сегодня введенное!) именно и лишь тогда и потому, что есть вторая пот-ть. Натуральная пот-ть. Которая не обеспечена. И которая диктует ее носителю другую потребность обменную – потребность в получении необходимых ПП от других людей.
Должен еще пояснить, что когда я говорю об одном субъекте, то в сознании надо дорисовывать то, что говорится об одном для всех. Потому как разговор идет в общем виде. О человеке (субъекте) вообще. И поэтому все, что рисуется для него, надо дублировать и для других. А это значит, что и у других субъектов должно возникнуть то же положение, что и у данного. Ибо так есть у всех. (У кого не так – тех надо исключить из картины, из рассмотрения. Они не имеют отношения к обмену.)
Следовательно, дальнейшее развитие картины заключается в конкретизации данного субъекта и некоторого другого. В том плане, что они приближаются друг к другу. И их потребности определенным образом ориентируются друг относительно друга. Что, конечно же, можно сделать с любыми парами субъектов. И, кроме того, сочетать любого субъекта можно не с одним другим, а с каким-то множеством других. Ведь потребностей у него может быть не только две, но и больше. И обмениваться надо будет со многими. (Но это – потом.)
Избранные два субъекта ориентируются таким образом, что,,, вернее, они, сначала, объединяются между собой, в некоторое целое, в целостную картину потому, что у них есть две ОДНОРОДНЫЕ потребности. Обозначим их как П.1 и П.2 – потребность в первом и потребность во втором предмете (товаре). Ясно, что тут должно быть не совпадение пот-тей, как говорят некоторые, а, наоборот, их противоположность. В том смысле, что потребность в данном предмету у одной стороны должна быть удовлетворена, а у другой – нет. Иначе они не будут тяготеть друг к другу.
Когда мы расположили стороны друг против друга и поместили между ними их товары, то получилась, уже, исходная позиция для обмена. Обмен еще не начался. Даже торг еще не запущен. Всё это пока сохраняется в возможности. И возможность эта содержится в той действительности, что изображена на полученной схеме. Это участок земли, люди и их товары. А также, конечно, то, что не нарисовано, но что, тем не менее, тоже существует объективно – чувства людей, их мысли, их надежды, страхи и чаяния. Что в сознании, хоть и некоторым трудом, можно себе представить. Но трудно изобразить на экране.
Что же здесь, на это схеме является обменвоз-тями? Ответ: те действия людей, которые они могут совершить. Для того чтобы освободиться от своего и получить чужое. То бишь, сам обмен. Ибо он в целом состоит из двух половинок – их тех возможностей, которые обладают его стороны. Ни из чего другого он состоять не может. И вот эти-то возможности и являются необходимостью для обеих сторон. Их обменными потребностями. Ведь каждая сторона стремится, жаждет сбыть как можно быстрее свое, чтобы получить так необходимое чужое. Иначе бы они на рынок не пришли.
***
Напоследок есть мальчишеское желание бросить камешек в огород трудовиков. И акцентировать внимание на том, что нигде в моей картине ни слова не говорится о ПРОИСХОЖДЕНИИ товара. И знаете почему? – Да потому, что это для самого обмена ничего ровным счетом не значит. Какими будут обменные, пропорции зависит только и только от потребностей людей и тех количеств ПП, которые предлагаются к обмену. А уж как они возникли, из чего произошли – это вопрос второй. Тут может и сам человек подсуетиться, и природа ему помочь. Так что трудовики в создании моей картины стоимости, по крайней мере, на данном ее этапе, могут совершенно спокойно отдыхать. Они не нужны для этой работы. Не годятся для нее.
Честно сказать, в первоначальных вариантах Введения к СТС я старался всунуть труд между началом изложения и началом обмена, но потому понял, что проще, лучше, без него обойтись. Так как он не играет в этом деле существенной роли. Он есть лишь один из факторов, от которых количества ПП зависят. Причем, такой, что есть не всегда. Поэтому его можно опустить. На самом общем уровне рассуждений.
____________________
* См. об этом подробнее в [...] .
** См. [...]Схема_стоимости .
*** См. [...] .